
В Европе цены на электроэнергию растут до 7% за день: железной дороги на грани остановки?
Энергетический и топливный кризис поражающий Европу растет. В сфере железнодорожных перевозок ситуация настолько осложнилась, что это дало повод для слухов, якобы операторы прекратят использовать электровозы. Ведь стоимость электроэнергии растет уже со скоростью до 7% в сутки. Так какая же на самом деле ситуация на рынке и стоит ли волноваться?
Как утверждает автор публикации в профильном издании Railfreight.com, эта тема вызывает разные мнения, поскольку необходимость много платить за ток уже не позволяет перевозчикам придерживаться внесенных в ранее подписанные контракты тарифов. В общем, колебания стоимости электроэнергии всегда вспоминают в сделках как один из возможных коммерческих рисков. Но нынешняя ситуация является беспрецедентной. Также под угрозой оказались планы перехода на электрическую тягу и отказа от дизелей. Напротив, последние теперь выглядят как спасательный круг.
Железнодорожные предприятия и операторы больше всего пострадали от текущего энергетического состояния. Европейские компании признают, что рост цен действительно является проблемой и причиной будущей неопределенности. Например, компания LTE Cargo из Нидерландов заявила, что разница в цене по сравнению с предыдущими годами слишком велика. Гертьян Бут, руководитель отдела продаж LTE Netherlands, объясняет, что «последние несколько недель были экстремальными».
«В какой-то момент каждый день происходил ежедневное рост цен на 7 процентов», уточняет Бут. Если базовая стоимость мегаватт-часа с января 2020 по апрель 2021 составляла 50 евро, то сейчас она выросла до 131 евро. Неделю назад было еще больше — 155 евро.
Пресс-секретарь бельгийской компании Lineas Питер Деркон отметил, что положение на железной дороге все же лучше, чем в тяжелой промышленности. Поэтому в дальнейшем можно ожидать еще и уменьшение объемов перевозок. В нидерландской компании Rail Force One согласны с этим, но добавляют, что в начале следующего года стоимость электричества может взлететь еще выше.
Между тем нет никаких предложений по решению проблемы от самых поставщиков тока, говорит Питер Кисс, генеральный директор компании Metrans. Все упомянутые компании также объявили, что ни при каких обстоятельствах не откажутся от дальнейшего развития электротяги на железной дороге. Однако они же отмечают, одной из проблем европейских железных дорог является невозможность операторов выступить единым фронтом и добиться для себя единых тарифов на территории всего ЕС.
Иногда это приводит к абсурду. В Нидерландах, например, ток, который подают на контактную линию для электровозов, приходится платить втрое больше средней цены.