
Китайская железная дорога впервые остановила поезда в Европу
Железнодорожное движение из Китая в Европу через пограничные переходы Алашанькоу и Эренхот приостановлено. Китайская железная дорога выпустила официальный мандат на прекращение загрузки выходящих через эти пограничные переходы вагонов, начиная с понедельника, 25 октября. Запрет будет действовать до 1 ноября для Алашанкоу и до 28 октября для Эренхота.
Ранее Китай никогда не останавливал двигавшиеся Новым Шелковым путем поезда. По мнению экспертов, к столь неожиданному решению привели многочисленные задержки и отставание поездов от графика. В результате огромное количество контейнерных поездов накапливается на границах, ожидая пока Казахстан или Монголия дадут разрешение на проезд.
К тому же недавно на двух основных пограничных пунктах в китайской провинции Синьцзян (Хоргос и Алашанькоу) был подтвержден ряд случаев Covid-19. Это создало повод для более жестких правил пересечения государственных границ. Впоследствии казахстанский телеканал «Хабар 24 Live» сообщил, что с августа пропускная способность китайско-казахстанского пограничного перехода была значительно сокращена из-за необходимости предотвращения пандемии. В Алашанькое количество поездов, пересекающих границу, следуя из Китая в Казахстан, сократилось с 16 до 5-6 в сутки.
Поэтому примерно 150 товарных поездов и 7000 вагонов ожидают пересечение границы, а еще сотня поездов и 5000 вагонов задерживаются в пути. Пострадают не только транзитные грузы из Китая. Японские и корейские грузоотправители также сталкиваются с проблемами, требующими дополнительного времени на транзит.
Но трудности Нового Шелкового пути не ограничиваются лишь неурядицами на азиатской стороне.
К примеру, в Малашевичах, главных воротах Центральной Европы, количество поездов было строго ограничено с 4 по 20 августа, когда половина объектов пограничного перехода была закрыта на ремонт железных дорог. Пробка, вызванная двухнедельной остановкой, долго не рассасывалась. Более 500 контейнеров и сейчас стоят в очереди, а задержки в среднем составляют около 10 дней, иногда до 16 дней.
А как насчет альтернативных маршрутов? В свое время Россия очень рекламировала путь через порт Калининград. Но в нем, как и в дальневосточных портах РФ, где принимали китайские грузы, так и не смогли наладить бесперебойную работу. Так что надеяться перегнать с Дальнего Востока в Европу контейнеры по территории только РФ без казахстанской и монгольской границ и обойтись без задержек также бесполезно. Так, в Калининграде стоят длинные очереди в ожидании загрузки на суда, которые должны завершить поставки, например, в Гамбург. Среднее время ожидания за последнее время там составляло 2,5 дня. Калининград – сравнительно небольшой порт, но он умудрился занять 14 место в мире за пробками.