Новый Airbus Beluga XL: самый большой самолет в мире

Постройка крупных пассажирских авиалайнеров сегодня задачка не из легких. А как на счет здоровенного транспортника, да такого, чтоб в него влезала пара крыльев от какого-нибудь Airbus A350 или детали фюзеляжа A380?

Новый Airbus Beluga XL, первый рабочий рейс которого состоялся в январе 2020 года, привлекает не только своим внешним видом. За задорной улыбкой зубастого кита белухи (не путать с белугой — рыбой семейства осетровых), нарисованной на огромном фюзеляже, скрываются рекордные характеристики, а приставка XL как бы намекает: первая Beluga ST от Airbus, построенная еще в 1995 году, уже не самый большой транспортный борт у французов.

Вам ничего не говорят такие показатели, как общая длина в 63,1 метра и высота без малого 19 метров? Если честно, нам тоже. Тогда представьте большого синего кита, чей только язык больше целого африканского слона. Так вот длина Beluga XL равна двум таким китам, а прежняя «Белуха» была на семь метров короче. В холке Beluga XL на уровне седьмого этажа — плюс полметра к предшественнику, — а в ширину транспортник прибавил метр.

У Airbus в самом деле получился грузовик категории extra large. В «Белуху» поместятся сразу две консоли крыла A350 (раньше только одна), общая максимальная грузоподъемность выросла до 51 тонны, а это семь слонов!

Изменилась и техническая составляющая транспортника, причем речь не о банальном «тюнинге». Если за основу первой «Белухи» был взят видавший виды A300, то база у Beluga XL от более современного A330 с парой двигателей Rolls Royce T772B. Высота полета осталась неизменной — 10,5 тысяч метров, но дальность выросла до 4000 километров при максимальной загрузке. В компании уверены, что каждая Beluga XL (всего планируется построить шесть бортов) в год будет пролетать по 6,5 миллионов километров, а это 17 расстояний до Луны.

Зачем это надо? Все просто: у Airbus аж 11 производств по всей Европе, а финальная сборка происходит на линии в Тулузе и Гамбурге. По земле и по воде перемещать крупноформатные детали самолетов очень сложно да и накладно. Единственный выход — корпоративный парк «авиагрузовиков». И чем вместительнее они будут, тем ниже упадет себестоимость производства.

Небесные грузовики


Подобные тяжеловесы не новинка. Большие транспортники создавались еще с середины XX века по всему миру и даже в Советском Союзе. В 1961 году по заказу NASA конструкторы компании Aero Spacelines переоборудовали пассажирский Boeing B-377 Stratocruiser в грузовую модель B-377PG, которая могла увезти за раз до 15,5 тонны груза. Так на свет появилась «Беременная гуппи» — чудаковатого вида самолет с одутловатым фюзеляжем, в самом деле напоминающим вот-вот разродившуюся рыбку.

- Advertisement -

Основной задачей борта была перевозка ракетоносителей и прочих крупных деталей от подрядчиков по всей стране к месту окончательной сборки и запуску. Кстати, увидев впервые самолет, представитель сертификационной комиссии заявил, что этот мастодонт не способен оторваться от земли. Но зачетный полет прошел как по маслу, и борт получил свидетельство летной годности.

«Беременная гуппи» трудилась недолго. Росли масса и размеры ракетоносителей, и всего спустя пару лет «рыбку» заменили: все из того же Boeing B-377 построили самолет с еще большим фюзелляжем и рабочим названием Very Pregnant Guppy («Очень беременная гуппи»), но в последствии «грузовик» переименовали в Super Guppy.

В Советах в начале 1980-х построили тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» на базе стратегического бомбардировщика 3 М. Основным отличием был способ крепления груза не внутри фюзелляжа, а сверху. Из-за закрепленного таким образом громоздкого грузового контейнера этого самолет прозвали «летающей бочкой». Бочка, не бочка, а свою работу оба построенных транспортника выполняли: в общей сложности ими было совершено 150 полетов по доставке на «Байконур» частей комплексов «Энергия» и «Буран».

Для перевозки «Бурана» в СССР решили построить еще один транспортник сверхбольшой грузоподъемности — Ан-225 «Мрия». В отличие от «Атланта», у Ан-225 был здоровенный фюзелляж для перевозки грузов весом до 200 тонн, ведь за его основу был взят солидный Ан-124. Плюс все та же возможность крепления «Бурана» сверху фюзеляжа, для чего пришлось заменить однокилевое хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.

Планировалось построить два борта, но что-то пошло не так, и на свет появился Ан-225 в единственном экземпляре. Стать первой ступенью системы воздушного старта «Бурана» ему тоже не удалось: «Мрия» прокатила «Буран» только один раз на Парижский авиасалон в 1989 году. К слову, Ан-225 трудится и по сей день в компании Antonov Airlines, тогда как оба «Атланта» законсервированы на неопределенный срок.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.