
Новый раунд пакета мобильности в ЕС
С февраля 2022 сферу логистики ожидают очередные изменения в организации автоперевозок. В прошлом году Еврокомиссия приняла пакет мобильности с новыми предписаниями, которые регулируют автомобильные доставки в странах ЕС. Изменения защищают рабочие права водителей дальнобойщиков в Европе и регулируют режим труда, отдыха и каботажа.
Первый регламент ЕС 2020/1054, который касается режима вождения и отдыха, вступил в силу 20 августа 2020. В распоряжении прописано, что водитель должен возвращаться на базу работодателя и брать неделю отдыха каждые 4 недели. Данное время запрещено проводить в кабине транспортного средства. В случае если водитель не способен провести эту неделю дома, работодатель обязан оплатить проживание в гостинице или подобном месте.
Следующий регламент ЕС 2020/1055 и директива ЕС 2020/1057 вступят в силу в феврале 2022 года. Правовые акты включают в себя следующие изменения:
Дальнобойщики, выполняющие перевозки в одну сторону, должны регистрироваться как работники в командировке. При поставках в страны с высоким доходом, зарплата водителя адаптируется к уровню оплат в стране назначения.
Для регулирования каботажа водителям, которые выполняют перевозки по заказу иностранных компаний, также необходима командировка. В течение 7 дней разрешены максимум 3 транспортные операции. После этого периода, грузовику запрещен въезд в эту же страну в течение 4 дней.
Транспортное средство, которое используется для международных перевозок, обязано возвращаться в страну регистрации компании в ЕС, не позднее чем через 8 недель после отъезда.
Цель новых правил — регулировать режим труда и отдыха водителей дальнобойщиков, а также обеспечить доступ к профессии и рынку. С вступлением в силу новых правил, водителям грузовиков, которые выполняют международные перевозки, будут получать более выгодные оплаты командировочных, особенно если пункт назначения доставки — страна с высокой зарплатой. Этими же правилами будет регулироваться каботаж и водители из стран ЕС с высоким уровнем жизни не будут вынуждены конкурировать с более доступной рабочей силой из восточных стран.
Для логистических и транспортных компаний вступление правил в силу повлечет структурные изменения. Малые и средние перевозчики из Восточной Европы с высокой вероятностью перефокусуються на национальные рынки, поскольку финансовые затраты при осуществлении перевозок в ЕС превысят полученную прибыль. В итоге в странах Западной Европы возможна нехватка мощностей, а в Восточной Европе — избыток.
«Рынок автоперевозок переживает непростые времена. В странах ЕС наблюдается рост цен на дизельное топливо. Согласно прогнозам, спрос на нефть будет продолжать увеличиваться до конца 2022 года. Острой становится проблема нехватки водителей. Решения, принятые в регламентах, помогут повысить привлекательность отрасли для водителей. Одновременно новые правила принесут транспортным компаниям рост расходов на автомобильные перевозки. В отдельных сферах, где предложение перевозчиков ограничена, ожидается увеличение расходов на 15% и более. Если логистические провайдеры еще не начали тесно сотрудничать с партнерами и совместно искать решение, сейчас самое время этим заняться, чтобы защитить бизнес от убытков», — делится Виталий Еременко, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам Группы компаний AsstrA.