Санкции и рубль загнали рынок грузоперевозок России в петлю

trucking2

Кризис в России коснулся всех отраслей, не обошел он, конечно, и рынок грузоперевозок. Однако кому-то государство готово самозабвенно помогать и пускать в оборот средства, отложенные на черный день, а кому-то предлагает выпутываться самостоятельно. ПРОВЭД узнал у компаний-перевозчиков, пришлось ли менять маршруты из-за событий в Украине и санкций, транзит через какую страну может задержать доставку груза, и какая таможня самая неторопливая.

Представители всех опрошенных ПРОВЭД компаний указали на резкое снижение грузопотока, в особенности из Европы. К негативной тенденции привела девальвация рубля, а также санкции против РФ и ответные запретительные меры.

− На европейском направлении часть клиентов еще осенью стала придерживать грузы и ждать, пока валюта стабилизируется и перестанет расти скачками, но постоянства так и нет. Эти заказчики и сейчас продолжают сдерживать поток, пользуются запасами, ввезенными до аврала, − указывает специалист по логистике компании «Карго-Раппорт» Марат Равилов.

− Если говорить о конкретных странах, то больше всего досталось нам и нашим ближайшим соседям – Финляндии, Эстонии, Литве и Латвии. В связи с запретом России на ввоз продуктов питания грузооборот между нашими странами резко упал, естественно, в первую очередь это ударило по перевозчикам, которые были ориентированы на работу по европейским маршрутам, ведущим в Россию, − поясняет коммерческий директор группы компаний «РоссТрансЭкспедиция» Артем Новиков.

− С введением санкций сильно упал объем работы, особенно по части рефрижераторных перевозок, товаров повседневного спроса. По всей видимости, это связано с тем, что клиентам из России нечем платить западным поставщикам, а те без доплаты товар не отдают. И больше всего падение стало заметно в январе, в феврале оно продолжается, − констатирует заместитель генерального директора Sovavto-S.Petersburg Дмитрий Кадомский.

Несмотря на изменившуюся геополитическую ситуацию, компании не спешат перестраивать проверенные маршруты. С украинским направлением и без того работали немногие – товары по большей части всегда возились через Белоруссию.  Однако события в Украине для большинства стали стоп-сигналом.

− Мы почти всегда совершали грузоперевозки через Белоруссию и Латвию, но с началом боевых действий в Украине, конечно, прекратили прокладывать какие-либо маршруты по её территории в целях безопасности, − отметил представитель «Карго-Раппорт».

- Advertisement -

− Использовать Украину как транзитную точку при доставке своего товара сейчас боятся в первую очередь сами клиенты. Поэтому все идет к тому, что грузопоток  Украина-Россия сведется к минимуму, − уверен директор ««РоссТрансЭкспедиции». − Сами транспортные маршруты мало претерпели изменения. Когда речь заходит о мультимодальных морских перевозках, для российских импортеров  по-прежнему актуальны порты Таллина, Хельсинки и Клайпеды взамен портов Санкт-Петербурга. Портовые сборы там ниже, качество сервиса выше, а это важные факторы при потоковых поставках товаров, например автомобилей.

− Немного изменился курс поставок: товары везут не только к нам, но и через нас − в страны Таможенного союза. Недавно мы переправляли груз из Греции в Москву, а оттуда он шел в Астану. Такого не было раньше. Из-за того, что изменился курс валюты, иностранные покупатели начали заказывать некоторые товары у нас: так, например, в России казахи платят за коробку бумаги формата А4 2,5 доллара. В Китае она стоит $2,4, но перевозка оттуда большой партии выйдет дороже, поэтому заказывают у нас, − рассказывает менеджер по работе с клиентами компании «Карго Экспедишн» Иван Серов.

− Некоторая корректировка произошла с Литвой, когда ее президент Даля Грибаускайте заявила, что Россия – террористическое государство. После этого большинство российских экспедиторов прекратило работу с литовскими перевозчиками, стали чаще привлекать поляков и латвийцев. Да и в своих маршрутах мы стараемся избегать Литвы, потому что, если груз идет транзитом через эту республику, наша таможня проявляет к нему повышенное внимание, проводит дополнительные процедуры, проверки, − делится Марат Равилов.

Несмотря на санкции Евросоюза и охлаждение отношений с Россией, на европейских границах предвзятого отношения к российским перевозчикам и грузам нет – в этом мнении представители компаний солидарны. Грузы не задерживают, дополнительных проверок не устраивают.

− Европейцы – нет, а вот наша таможня – да. Но тут дело уже не в санкциях, а в отношениях между ФТС РФ и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) – таможня почему-то очень хочет разорвать соглашение, которое было подписано сорок лет назад шестьюдесятью двумя странами (Конвенция МДП – прим. ред.). Трижды полномочия АСМАП продлевались, вот последний раз – до конца февраля. И уже средина. Ждем, что будет дальше.

Переизбыток компаний-перевозчиков, появившийся вследствие падения грузопотока, должен был привести  к снижению стоимости логистических услуг. На вопрос о том, как изменилась стоимость логистических услуг с лета 2014 года, представители компаний ответили по-разному.

− Ставки за перевозки с каждым днем всё ниже и ниже. Компании сидят без работы, частники едут задёшево. Раньше мы возили комплектующие для сборочного завода «Скания-Петербург», теперь не возим – этим занимаются эстонцы. Поскольку у них нет трехсторонних соглашений, они везут продукцию из Швеции в Эстонию, а в Россию доставляют её якобы из Таллинна. Наши власти на это закрывают глаза, на защиту российских перевозчиков никто не встает, − сетует Дмитрий Кадомский.

− Внутренние перевозки стали дешевле, перевозчики здесь борются за заказы, но на международных линиях цены на эти услуги какими были, такими и остались, − отмечает представитель «Карго Экспедишн».

− Цены поднялись по основным импортным направлениям, например, перевозки из Германии, Италии, Австрии и др. В целом затраты повысились приблизительно на 10-15%, − указывает специалист «Карго-Раппорт».

− Стоимость стандартной международной перевозки изменилась ровно на столько, на сколько изменился курс рубля по отношению к доллару и евро. Международные партнеры и агенты не изменили свои тарифы на доставку и логистический сервис, однако российский импортер все равно теперь платит вдвое больше вследствие обвала рубля, − пояснил Артем Новиков.

Представители отрасли сходятся во мнении, что 2015 год будет для рынка грузоперевозок тяжелым: крепко удерживать в состоянии стагнации его будут и низкая покупательская способность россиян, и запрет на импорт продуктов иностранного производства, и в целом неблагоприятная экономическая обстановка.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.