
Доля Украины на мировом рынке зерна составит 11 процентов
26 июля концертно-выставочный зал Одесского порта по традиции принимал участников межотраслевого рабочего совещания, на котором подводили итоги экспорта зерновых в прошедшем 2015/2016 маркетинговом году (МГ) и обсуждали проблемы зерноэкспорта в наступившем сезоне. Организаторами совещания, которое еще принято называть «зерновым форумом», выступили Украинская зерновая ассоциация и ПАО «Укрзализныця». Среди участников форума – представители компаний-зернотрейдеров, руководители портовых зернотерминалов, компаний-перевозчиков, журналисты специализированных изданий.
По информации зам. директора департамента стратегического и экономического развития Минагрополитики и продовольствия Ярослава Черевичного, в 2015/2016 МГ был зафиксирован рекордный за всю историю независимой Украины урожай зерновых — 71 млн. т и такой же рекордный объем – 39,5 млн. т отправлен на экспорт. В нынешнем году прогнозируется урожай на уровне 61 млн.т, а на 2016/2017 МГ – 68,4 млн. т, экспортные возможности – 38,7 млн. т. «Таким образом, в будущем году доля Украины на мировом рынке зерна составит 11 проц. против 12 проц. в 2015 г.».
Рекордный экспорт зерновых был достигнут благодаря взаимодействию морских терминалов, железной дороги, автомобильного транспорта. На ПАО «Укрзализныця» пришлась львиная доля перевозок зерна. Начальник департамента управления движением ведомства Виталий Алейник, привел цифры нынешнего года, красноречиво доказывающие объемы перевозок. Так, за 6 месяцев 2016 г. погружено 229,2 тыс. зерновозов (14,8 млн. т), что на 1,2 млн. больше, чем за аналогичный период 2015 г. Ежесуточно грузится 1260 зерновозов.
— За этот же период на экспорт через порты отправлено 11,4 млн.т зерна, что больше чем за январь-июнь 2015 г. на 110 тыс. т. Больше всех зерна переработал Одесский порт (26 проц.). За ним следуют Ильичевский — 25 проц., Николаевский — 22 проц., ТИС – 16,5 проц.,— отметил В. Алейник.
Кроме того, чиновник Укрзализныци остановился на проблеме нехватки вагонов-зерновозов, и, следовательно, задаче ускорения их оборачиваемости. При этом он назвал сроки: в обычный период оборачиваемость подвижного состава должна составлять 7 суток, в пиковый — 5,5 суток.
Первый заместитель начальника администрации Одесского порта Руслан Сахаутдинов посвятил свое выступление опыту работы зерновых терминалов по перевалке хлебных грузов. По словам Р. Сахаутдинова, зерно на протяжении десятков и даже сотен лет является для Одесского порта приоритетным грузом. Согласно стратегии развития, наряду с зерновыми администрация занимается развитием контейнерных мощностей и инфраструктуры.
— В Одесском порту есть несколько проектов, связанных с зерновыми грузами. Наиболее знаковый — терминал на Андросовском молу (причал 1-з и элеватор на 240 тыс. т единовременного хранения), реализуемый совместно администрацией порта и компанией «Бруклин-Киев». Несмотря на то, что объект не сдан как целостный комплекс, с момента запуска первых очередей через элеватор уже перевалено 3,3 млн. т зерна. Портовый зерновой терминал «Олимпэкс Купе» продолжает развиваться: установлена вторая судопогрузочная машина на 3 причале, построена вторая станция разгрузки автотранспорта. Сейчас администрация компании приступила к строительству четвертой очереди, что позволит увеличить возможность единовременного хранения со 125 тыс. т до 185 тыс. т. В стадии реализации проект зернового терминала в тылу 7 причала с элеватором емкостью 75 тыс. т единовременного хранения, который должен быть построен администрацией порта и компанией «Металзюкрейн». Сейчас завершена стадия проектирования, ориентировочно в конце года начнется реконструкция 7 причала (длина — 350 м). Компания «Новотех-терминал» приняла решение строить элеватор емкостью до 100 тыс. т. Развиваются и другие зерновые мощности порта, а также совместно со станцией «Одесса-порт» решается вопрос по развитию станционного парка,— рассказал первый зам. начальника администрации порта.
- Advertisement -
По мнению президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, Украина имеет колоссальный резерв производства зерновых и может экспортировать не 39,5 млн. т, а 50 млн. т. «В Украине урожайность кукурузы и сои в 2 раза меньше, чем в США, а пшеницы и ячменя — в 2 раза меньше, чем во Франции. Если на тех же площадях мы внедрили бы передовые технологии выращивания агрокультур, то в итоге собирали бы 120 млн. т зерна».
Участники совещания обсудили вопросы тарифной политики, усиления Министерством инфраструктуры габаритно-весового контроля автотранспорта, дефицита зерновозов и др. проблемы.